Новая страница
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Стимул»
УТВЕРЖДЕНО Директор МАУ ДО «Стимул» __________ /________________/
|
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Мир автомобиля»
(для детей 16-18летнего возраста)
Автор-составитель:
Гурская Елена Николаевна,
преподаватель МАУ ДО «Стимул»
пгт Прогресс
2020г.
Пояснительная записка
Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретён пешеходом.
Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли.
Кротких и умных пешеходов стали давить.
И. Ильф, Е. Петров. Золотой телёнок.
Программа составлена и разработана в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), письмом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 09.04.2014 г. № 19-1934/14 «О соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере образования при реализации дополнительных общеразвивающих программ», примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В».
Актуальность программы
К моменту окончания школы перед подростками встает вопрос о том, чем заниматься в дальнейшем, какую профессию выбрать. Но все они единодушны в одном - в будущем они будут уметь управлять автомобилем, даже если это не станет частью их профессии.
Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность.
Поэтому программа обучения обучающихся правилам дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий – это программа работы на перспективу, основа для профессиональной подготовки по программе подготовки водителей транспортных средств категории "В"
Программа рассчитана на возраст 16-18 лет, данная возрастная категория является одной из наиболее уязвимой в точки зрения детского дорожно-транспортного травматизма. Ведь именно в этом возрасте ребят тянет к вождению какого либо транспортного средства, будь то мотоцикл или старый автомобиль. Данная программа является логическим завершением обучения правилам дорожного движения в подростковом возрасте.
Зачисление. В группу «Мир автомобиля» зачисляются подростки 16-18 лет. При зачислении преимуществом обладают выпускники дополнительной общеразвивающей программы «Правила дорожного движения».
Данная программа направлена на формирование у подростков представлений о навыках вождения, культуры поведения на дорогах, технической грамотности устройства транспортного средства.
Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах в качестве водителя, поведения при дорожно-транспортном происшествиях, при неисправностях транспортного средства. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Цель программы – практико-ориентированное образование учащихся в сфере основ безопасности жизнедеятельности, направленное на предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма. Задачи программы:
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
Обучить способам оказания самопомощи и первой помощи;
Развить умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах;
Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
Сформировать устойчивые знания будущих водителей.
Также для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Образовательные:
- Изучение разнообразия транспортных средств;
- усвоение требований разделов ПДД РФ;
- изучение технической составляющей автотранспортного средства;·
Развивающие:
- развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- способствовать развитию у подростков быстроты реакции, внимательности,
- наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
Воспитательные:
- воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;
- формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Отличительные особенности программы
Данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания.
В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания.
В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает обучающимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.
Ожидаемые результаты
- Повышение правовой культуры и формирование компетентности обучающихся в области дорожной безопасности, устройства транспортных средств
- Предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.
В результате освоения Программы обучающиеся должны знать:
- Общее устройство автомобиля, его основных компонентов.
- основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
- основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
- проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;
В результате освоения Программы обучающиеся должны уметь:
- соблюдать Правила дорожного движения;
- управлять своим эмоциональным состоянием;
- выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства (состава транспортных средств);
- устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства (состава транспортных средств);
Нормативно–правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ
- Конвенция «О правах ребенка»
- Федеральный закон от 10.12. 1995г. ФЗ №О безопасности дорожного движения»
- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» Утверждена Постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 г. № 864.
- Правила дорожного движения РФ
- Устав образовательного учреждения
- Учебный план
- Учебные программы.
Особенности содержания
Программа построена с учетом следующих принципов:
- Доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности подростков;
- Личностно-ориентированная направленность Программы;
- Актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей подростков;
- Линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
- Деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность.
Календарно-тематический план
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
||
Всего |
в том числе |
|||
Теоретических |
Практических |
|||
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2. |
Устройство транспортных средств |
2 |
1 |
1 |
3. |
Общее устройство транспортных средств категории «В» Кузов автомобиля, рабочее место водителя, системы пассивной безопасности |
2 |
1 |
1 |
4. |
Общее устройство и работа двигателя
|
2 |
1 |
1 |
5. |
Общее устройство трансмиссии
|
2 |
1 |
1 |
6. |
Назначение и состав ходовой части
|
2 |
1 |
1 |
7. |
Общее устройство и принцип работы тормозных систем |
2 |
1 |
1 |
8. |
Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления |
2 |
1 |
1 |
9 |
Электронные системы помощи водителю Источники и потребители электрической энергии |
2 |
1 |
1 |
10 |
Общее устройство прицепов и тягово-сцепных устройств |
2 |
1 |
1 |
11 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
- |
|
ИТОГО |
20 |
11 |
9 |
Календарный учебный график
20 учебных недель, по 2 часа 1раз в 2 недели
с 25.12.2020г. по 25.05.2021г.
№ п/п |
Наименование |
Количество часов |
Время проведения |
||
Всего |
в том числе |
||||
Теорети-ческих |
Практических |
||||
1. |
Вводное занятие
|
1 |
1 |
- |
|
2. |
Общее устройство транспортных средств категории «В»
|
2 |
1 |
1 |
|
3. |
Кузов автомобиля, рабочее место водителя, системы пассивной безопасности |
2 |
1 |
1 |
|
4. |
Общее устройство и работа двигателя
|
2 |
1 |
1 |
|
5. |
Общее устройство трансмиссии
|
2 |
1 |
1 |
|
6. |
Назначение и состав ходовой части
|
2 |
1 |
1 |
|
7. |
Общее устройство и принцип работы тормозных систем |
2 |
1 |
1 |
|
8. |
Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления |
2 |
1 |
1 |
|
9 |
Электронные системы помощи водителю Источники и потребители электрической энергии |
2 |
1 |
1 |
|
10 |
Общее устройство прицепов и тягово-сцепных устройств |
2 |
1 |
1 |
|
11 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
- |
|
Содержание программы
Тема 1. (1 час) Вводное занятие. Разнообразный мир автомобилей, назначение, значение. История изменения устройства автомобиля. Первые и современные автомобили.
Тема 2.(2 часа) Общее устройство транспортных средств категории "B": назначение и общее устройство транспортных средств категории "B"; назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем; краткие технические характеристики транспортных средств категории "B"; классификация транспортных средств по типу двигателя, общей компоновке и типу кузова.
Тема 3.(2 часа) Кузов автомобиля, рабочее место водителя, системы пассивной безопасности: общее устройство кузова; основные типы кузовов; компоненты кузова; шумоизоляция; остекление; люки; противосолнечные козырьки; замки дверей; стеклоподъемники; сцепное устройство; системы обеспечения комфортных условий для водителя и пассажиров; системы очистки и обогрева стекол; очистители и омыватели фар головного света; системы регулировки и обогрева зеркал заднего вида; низкозамерзающие жидкости; применяемые в системе стеклоомывателей; рабочее место водителя; назначение и расположение органов управления, контрольно-измерительных приборов, индикаторов, звуковых сигнализаторов и сигнальных ламп; порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой; системы регулировки взаимного положения сиденья и органов управления автомобилем; системы пассивной безопасности; ремни безопасности (назначение, разновидности и принцип работы); подголовники (назначение и основные виды); система подушек безопасности; конструктивные элементы кузова, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий; защита пешеходов; электронное управление системами пассивной безопасности; неисправности элементов кузова и систем пассивной безопасности, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
Тема 4. (2 часа) Общее устройство и работа двигателя: разновидности двигателей, применяемых в автомобилестроении; двигатели внутреннего сгорания; электродвигатели; комбинированные двигательные установки; назначение, устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности кривошипно-шатунного механизма; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности механизма газораспределения; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности системы охлаждения; тепловой режим двигателя и контроль температуры охлаждающей жидкости; виды охлаждающих жидкостей, их состав и эксплуатационные свойства; ограничения по смешиванию различных типов охлаждающих жидкостей; назначение и принцип работы предпускового подогревателя; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности системы смазки двигателя; контроль давления масла; классификация, основные свойства и правила применения моторных масел; ограничения по смешиванию различных типов масел; назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности систем питания двигателей различного типа (бензинового, дизельного, работающего на газе); виды и сорта автомобильного топлива; зимние и летние сорта дизельного топлива; электронная система управления двигателем; неисправности двигателя, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
Тема 5. (2 часа) Общее устройство трансмиссии: схемы трансмиссии транспортных средств категории "B" с различными приводами; назначение сцепления; общее устройство и принцип работы сцепления; общее устройство и принцип работы гидравлического и механического приводов сцепления; основные неисправности сцепления, их признаки и причины; правила эксплуатации сцепления, обеспечивающие его длительную и надежную работу; назначение, общее устройство и принцип работы коробки переключения передач; понятие о передаточном числе и крутящем моменте; схемы управления механическими коробками переключения передач; основные неисправности механической коробки переключения передач, их признаки и причины; автоматизированные (роботизированные) коробки переключения передач; гидромеханические и бесступенчатые автоматические коробки переключения передач; признаки неисправностей автоматической и автоматизированной (роботизированной) коробки переключения передач; особенности эксплуатации автомобилей с автоматической и автоматизированной (роботизированной) коробками передач; назначение и общее устройство раздаточной коробки; назначение, устройство и работа коробки отбора мощности; устройство механизмов включения раздаточной коробки и коробки отбора мощности; назначение, устройство и работа главной передачи, дифференциала, карданной передачи и приводов управляемых колес; маркировка и правила применения трансмиссионных масел и пластичных смазок.
Тема 6. (2 часа) Назначение и состав ходовой части: назначение и общее устройство ходовой части автомобиля; основные элементы рамы; тягово-сцепное устройство; лебедка; назначение, общее устройство и принцип работы передней и задней подвесок; назначение и работа амортизаторов; неисправности подвесок, влияющие на безопасность движения автомобиля; конструкции автомобильных шин, их устройство и маркировка; летние и зимние автомобильные шины; нормы давления воздуха в шинах; система регулирования давления воздуха в шинах; условия эксплуатации, обеспечивающие надежность автомобильных шин; виды и маркировка дисков колес; крепление колес; влияние углов установки колес на безопасность движения автомобиля и интенсивность износа автомобильных шин; неисправности ходовой части, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
Тема 7. (2 часа) Общее устройство и принцип работы тормозных систем: рабочая и стояночная тормозные системы, их назначение, общее устройство и принцип работы; назначение и общее устройство запасной тормозной системы; электромеханический стояночный тормоз;
Общее устройство тормозной системы с гидравлическим приводом; работа вакуумного усилителя и тормозных механизмов; тормозные жидкости, их виды, состав и правила применения; ограничения по смешиванию различных типов тормозных жидкостей; неисправности тормозных систем, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
Тема 8. (2 часа) Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления: назначение систем рулевого управления, их разновидности и принципиальные схемы; требования, предъявляемые к рулевому управлению; общее устройство рулевых механизмов и их разновидностей; общее устройство и принцип работы системы рулевого управления с гидравлическим усилителем; масло, применяемое в гидравлических усилителях рулевого управления; общее устройство и принцип работы системы рулевого управления с электрическим усилителем; система управления электрическим усилителем руля; устройство, работа и основные неисправности шарниров рулевых тяг; неисправности систем рулевого управления, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
Тема 9. (2 часа) Электронные системы помощи водителю: системы, улучшающие курсовую устойчивость и управляемость автомобиля; система курсовой устойчивости и ее компоненты (антиблокировочная система тормозов (далее - АБС), антипробуксовочная система, система распределения тормозных усилий, система электронной блокировки дифференциала); дополнительные функции системы курсовой устойчивости; системы - ассистенты водителя (ассистент движения на спуске, ассистент трогания на подъеме, динамический ассистент трогания с места, функция автоматического включения стояночного тормоза, функция просушивания тормозов, ассистент рулевой коррекции, адаптивный круиз-контроль, система сканирования пространства перед автомобилем, ассистент движения по полосе, ассистент смены полосы движения, системы автоматической парковки).
Тема 9. (2 часа) Источники и потребители электрической энергии: аккумуляторные батареи, их назначение, общее устройство и маркировка; правила эксплуатации аккумуляторных батарей; состав электролита и меры безопасности при его приготовлении; назначение, общее устройство и принцип работы генератора; признаки неисправности генератора; назначение, общее устройство и принцип работы стартера; признаки неисправности стартера; назначение системы зажигания; разновидности систем зажигания, их электрические схемы; устройство и принцип работы приборов бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания; электронные системы управления микропроцессорной системой зажигания; общее устройство и принцип работы внешних световых приборов и звуковых сигналов; корректор направления света фар; система активного головного света; ассистент дальнего света; неисправности электрооборудования, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортного средства.
Тема 10. (2 часа) Общее устройство прицепов и тягово-сцепных устройств: классификация прицепов; краткие технические характеристики прицепов категории О1; общее устройство прицепа; электрооборудование прицепа; назначение и устройство узла сцепки; способы фиксации страховочных тросов (цепей); назначение, устройство и разновидности тягово-сцепных устройств тягачей; неисправности, при наличии которых запрещается эксплуатация прицепа.
Тема 11. (1 час) Итоговое занятие
Условия реализации Программы
Организационно-педагогические условия реализации Программы обеспечивают реализацию Программы в полном объеме, соответствуют качеству подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствуют применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Теоретическое обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
Наполняемость учебной группы не должна превышать 25 человек.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет 1 академический час (45 минут).
Педагогические работники, реализующие программу, удовлетворяют квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах.
Информационно-методические условия реализации программы включают:
учебный план;
календарный учебный график;
методические материалы и разработки;
расписание занятий.
Перечень учебного оборудования
Наименование учебного оборудования |
Единица измерения |
Количество |
||
Оборудование и технические средства обучения
|
||||
Детское удерживающее устройство |
комплект |
1 |
||
Гибкое связующее звено (буксировочный трос) |
комплект |
1 |
||
Тягово-сцепное устройство |
комплект |
1 |
||
Компьютер с соответствующим программным обеспечением |
комплект |
1 |
||
Мультимедийный проектор |
комплект |
1 |
||
Экран (монитор, электронная доска) |
комплект |
1 |
||
Магнитная доска со схемой населенного пункта |
комплект |
1 |
||
Учебно-наглядные пособия
|
||||
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "B" как объектов управления
|
||||
Классификация автомобилей ( Учебник «Устройство ТС», плакаты) |
шт |
1 |
||
Общее устройство автомобиля (Учебник «Устройство ТС», плакаты) |
шт |
1 |
||
Кузов автомобиля, системы пассивной безопасности (Учебник «Устройство ТС», плакаты) |
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы двигателя (Учебник «Устройство ТС», плакаты, агрегаты, макеты) |
шт |
1 |
||
Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости (Учебник «Устройство ТС», плакаты) |
шт |
1 |
||
Схемы трансмиссии автомобилей с различными приводами ( Учебник «Устройство ТС», плакаты, электронная учебная программа, плакаты, макеты) |
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы сцепления ( Учебник «Устройство ТС», плакаты,макеты) |
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы механической коробки переключения передач (Учебник «Устройство ТС», плакаты, агрегаты,макеты) |
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы автоматической коробки переключения передач (Учебник «Устройство ТС», плакаты, макеты) |
шт |
1 |
||
Передняя и задняя подвески (Учебник «Устройство ТС», плакаты) |
шт |
1 |
||
Конструкции и маркировка автомобильных шин ( Учебник «Устройство ТС») |
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы тормозных систем ( Учебник «Устройство ТС», плакаты) |
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления ( Учебник «Устройство ТС», плакаты) |
шт |
1 |
||
Общее устройство и маркировка аккумуляторных батарей ( Учебник «Устройство ТС», плакаты, макеты) |
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы генератора (Учебник «Устройство ТС», плакаты, макеты) |
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы стартера (Учебник «Устройство ТС», плакаты) |
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы бесконтактной и микропроцессорной систем зажигания (Учебник «Устройство ТС», плакаты) |
шт |
1 |
||
Общее устройство и принцип работы внешних световых приборов и звуковых сигналов (Учебник «Устройство ТС», плакаты) |
шт |
1 |
||
Классификация прицепов (Учебник «Устройство ТС», плакаты) |
шт |
1 |
||
Общее устройство прицепа (Учебник «Устройство ТС», плакаты) |
шт |
1 |
||
Виды подвесок, применяемых на прицепах (Учебник «Устройство ТС», плакаты) |
шт |
1 |
||
Электрооборудование прицепа ( Учебник «Устройство ТС», плакаты) |
шт |
1 |
||
Устройство узла сцепки и тягово-сцепного устройства (Учебник «Устройство ТС», плакаты) |
шт |
1 |
||
Информационные материалы
|
||||
Информационный стенд
|
||||
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" |
шт |
1 |
||
Копия лицензии с соответствующим приложением |
шт |
1 |
||
Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B" |
шт |
1 |
||
Учебный план |
шт |
1 |
||
Календарный учебный график (на каждую учебную группу) |
шт |
1 |
||
Расписание занятий (на каждую учебную группу) |
шт |
1 |
||
Книга жалоб и предложений |
шт |
1 |
||
Адрес официального сайта в сети "Интернет" |
|
|
||
Система оценки результатов освоения Программы
Аттестация обучающихся по темам и разделам изучения Программы осуществляется в форме зачетов, тестов, контрольных и проверочных работ.
По Программе проводится индивидуальный учет результатов освоения Программы, Хранение информации об этих результатах осуществляются в учреждении в архивах на бумажных и (или) электронных носителях.
Результат освоения Программы «Мир автомобиля» учитывается как часть прохождения программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» для лиц, не достигших 18-летнего возраста.
Календарный план-график
Месяц, период обучения
|
Кол-во групп |
Количество часов |
||||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
|||||
19+18*
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
20 |
740 |
||||||
Пояснение:
* - количество набираемых на обучение граждан в указанный период
Образовательная программа рассмотрена и утверждена для реализации
на заседании педагогического совета МАУ ДО «Стимул»
Протокол от «27» мая 2020 г. № 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196- ФЗ.
2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года.
3. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ
4. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2009.
5. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.
6. Учебник по устройству автомобиля. В.П.Передий, Москва, 2005
ИНТЕРНЕТ ИСОЧНИКИ
1. gibdd.ru - Госавтоинспекция МВД России
2. voa.ru – Всероссийскоке общество автомобилистов
4. raf.su – Российская автомобильная федерация